На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наша дискотека

26 402 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Ф
    Она пела ещё на португальском, неаполитанском и своем родном языке венето. И в сумме будет 9 языков. 😁Здравствуй, носта...
  • Евгений Краснов
    Молодость - надежды - давноВИА Аракс Всё, ка...
  • Эдуард Чалко
    Белорусский метал–бэнд "УДАР"Разоблачаем! Да н...

Shocking Blue: рок по европейски

В 1968 году яркий, но короткий период хиппи-культуры в Америке нашёл совершенно неожиданный ответ в Европе в виде появления в Голландии интересной группы Shoking Blue. Женский вокал в рок-группе довольно большая редкость, особенно в тот период. Навскидку в голову приходит разве что Jefferson Airplane в США, Дженис Джоплин там же и Сюзи Кватро, которая творила по обе стороны океана. Аэроплан Джефферсона был настоящей хиппи-группой с уходом в психоделику, поэтому популярность имели локальную. Обе барышни - Дженис и Сюзи - скорее известны благодаря собственной харизме и имиджу, а вот голландская группа гармонично в себе соединила музыкальные таланты автора всех композиций Робби Ван Леувена, мощный чистый вокал красавицы Маришки Вереш и хороший гитарный рок с полифоническим вокалом в исполнении всей группы.

Почему именно Голландия дала миру эту группу - сложно сказать. Скорее всего сказалось отсутствие влияния коллег по стилю во всём его огромном разнообразии в США и известное музыкальное буквоедство британских исполнителей. Музыка Шокинг Блю хороша своей простотой. Оказалось для успеха надо не так уж и много - мелодический талант автора, хороший женский вокал и энергичная подача музыкального материала квинтетом. Ритм секция даёт простенький, но активный ритм. Вторая гитара заполняет звучание постоянными аккордами, вокал просто следует мелодии с минимальными вариациями, но главное, конечно, наличие хорошей мелодии.

Группа выпустила всего три альбома, которые заслуживают внимание, причём от альбома к альбому музыка слегка усложнялась - то есть группа не стояла на месте, а двигалась, но в рамках выбранного направления. Присутствовали инструментальные композиции, иногда появлялись другие инструменты вроде губной гармошки или ситара для живописности. По музыке это был окончательный и бесповоротный рок-н-ролл в различных темпах - и этого оказалось достаточно для успеха

Хиппи-эстетика присутствовала только в внешней атрибутике - одежда и причёски, немного в текстах и названиях песен, но присущая хиппи музыкальная психоделика отсутствовала напрочь - и это очень хорошо. Потому что тот же Аэроплан Джефферсона с не менее сильной и красивой вокалисткой Грейс Слик ушёл с головой в психоделические дебри и, как результат, остался где-то на задворках популярной музыки. А простота и чистота музыки Робби Ван Леувена и компании завоевали публику по всему земному шару. Обычно группу вспоминают в связи со знаменитой песней Venus, которая в народе у нас зовётся Шизгарой и этот термин вообще получил самостоятельную жизнь в культуре и контр-культуре СССР. Фирма "Мелодия" вроде бы даже сподобилась выпустить миньон, который был дефицитом. Но, по крайней мере, в моём детстве это была самая раскупаемая гибкая пластинка, которую продавали самодеятельные мастера в ларьке на станции Крюково, как это называлось "у цыган". Как раз мама у Маришки Вереш и была цыганкой, наверное её вокал это наследственное, есть в нём чувственность.

Интересно, что музыку для песни Venus группа взяла из песни 1963 года Banjo Song группы The Big 3, которые в свою очередь сделали песню из обработки народной песни Oh, Suzanna! вообще первой половины XIX века. В группе The Big 3 пела Мама Касс - будущая вокалистка группы The Mamas and The Papas, которая стала хедлайнером на первом известном хиппи-фестивале в Монтеррее - круг замкнулся. Я с удовольствием прослушал и народный оригинал, и версию The Big 3, у Шокинг Блю аранжировка вышла совсем чуть-чуть, но убедительнее. Тем не менее отрадно находить корни рок-н-ролла аж в начале XIX века

Но шизгара шизгарой, она успела набить оскомину, звуча из каждого утюга и, наверное, сослужила группе плохую службу однозначной ассоциацией. Для полноты оценки музыкальных достоинств группы надо бы её забыть. У меня другие любимые песни Shoking Blue из которых прорывается самое настоящее рок-н-ролльное нутро, несмотря на голландское происхождение. Из хард-композиций я бы отметил замечательный короткий номер Send Me a Postcard, короткую агрессивную и драматичную композицию

Вторая моя любимая песня - Daemon Lover с довольно сложной (и в то же время простой) музыкальной структурой. Начинаясь, как мелодический блюз песня к середине меняет ритм на синкопированный рок с акцинтированным басом и этот переход безусловно сильно цепляет, как и коротенькие гитарные соло Леувена под вокал Вереш. Композиция цикличная, кода песни повторяет начало и страдальческий вокал Маришки звучит ещё трагичнее, чем в дебюте

Последние две композиции находятся на альбоме Scorpio's Dance, на мой взгляд самом зрелом альбоме группы, хотя безусловные хиты разбросаны и по остальным альбомам. Вообще, интересующимся музыкой такого плана, я бы советовал прослушать все альбомы группы, их немного. Найдёте много интересного и помимо шизгары. Shoking Blue группа чрезвычайно заводная и энергичная. Меня в своё время сильно порадовал их мало кому известный номер Sally Was a Good Old Girl, который я случайно услышал, решив наконец прослушать альбомы группы целиком. Эта песня написана в кантри-роке, но исполнена в характерной манере Shoking Blue, в безудержном гитарном рок-н-ролле, что показывает стремление Shoking Blue поучаствовать и в параллельных стилях со своим музыкальным видением

Интересно, что по признанию самого автора всех композиций Леувена, ему было очень тяжело постоянно писать новые песни. Его талант не предполагал работы на поток. Один из его творческих кризисов, скорее всего, и послужил причиной распада группы. Но Робби надо сказать спасибо за те хорошие песни, которые он сделал, а их оказалось довольно много, просто не все они раскручены

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх