На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наша дискотека

26 401 подписчик

Свежие комментарии

  • Владимир Ф
    Она пела ещё на португальском, неаполитанском и своем родном языке венето. И в сумме будет 9 языков. 😁Здравствуй, носта...
  • Евгений Краснов
    Молодость - надежды - давноВИА Аракс Всё, ка...
  • Эдуард Чалко
    Белорусский метал–бэнд "УДАР"Разоблачаем! Да н...

Матвей Блантер, композитор на все времена

  По количеству песен, ставшими народными и любимыми всей страной, у Блантера в 30-е и 40-е годы соперников было минимум. Пожалуй, только Василий Соловьёв-Седой написал столько же обескураживающе чудесных песен.

  Блантер родился он в купеческой семье в 1903 году, в Брянской губернии. Оттуда его семья перебралась в Курск. Весной 1917 года уехал в Москву, где в 1917–1919 годах учился в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества.

  Это ему принадлежат известнейшие довоенные песни «Партизан Железняк» 1932-го года и «Песня о Щорсе» 35-го.

  Это его — «Сталин, нашей юности полёт» 1937-го года.

  Лирическая песня «Катюша», написанная Блантером на стихи Михаила Исаковского в 1938 году, стала одним из символов Великой Отечественной войны. И одной из самых известных русских песен во всём мире.

  Это его, 42-го года, песня «Любимая моя», — та самая, что «…платком взмахнула у ворот», пелась советскими солдатами на всех фронтах.

  Это он сочинил «Летят перелётные птицы», «Враги сожгли родную хату» и обожаемую мной «Песню военных корреспондентов».

  Блантер, который был послан Сталиным в Берлин для написания праздничной симфонии в честь победы СССР, должен был сидеть на конференции, которая состоялась 1 мая 1945 года, между Василием Чуйковым и Гансом Кребсом. Перед тем, как началась конференция, Блантер, однако, был быстро засунут в шкаф, потому что явился в гражданском костюме. Но в шкафу ему стало трудно дышать, и он выпал из него, напугав при этом и так уже разбитых и напуганных фашистов.

  Блантер — лауреат Сталинской премии 1946 года за песни «Под звёздами балканскими», «В путь-дорожку дальнюю» и «В лесу прифронтовом».

  Между прочим, состоял в Антисионистском комитете советской общественности.

  До 1990 года дожил — огромная жизнь у него была.

  «Лучше нету того цвету, когда яблоня цветёт, лучше нету той минуты когда милая идёт…» — помните такую песню? Тоже Блантер. Неземной красоты мелодия.

                                                                                             Захар Прилепин

  Война породила гигантскую песенную культуру. Ведь тут можно было открыто, честно и полноценно высказаться на тему, волновавшую всю страну, включая её высшее руководство. И во время войны, и долгие годы после создавались десятки подлинных шедевров о воинах — выживших и погибших, о городах-героях, о радостях побед и военных невзгодах — потерях, разлуках, лишениях. 

  Но ни одна из этих песен не пользовалась такой популярностью, как «Катюша» Матвея Блантера и Михаила Исаковского. А ведь это просто лирическая песенка о простой девушке, чей любимый служит на границе. Да и написана она в 1938 году, когда война была ещё так далеко. Но в ней столько искренности, обаяния, жизненности! Она настолько прочно вошла в жизнь страны и пользовалась такой любовью, особенно в армии, что именем героини песни во время войны было названо артиллерийское орудие. Этого не сделаешь указом! 

  Попробуйте найти хотя бы ещё один пример такой популярности во всей мировой истории музыки! Кстати сказать, мировую известность заслужили лишь считаные советские песни. «Катюша» и тут держит неизменное первенство. Понятно, что такую песню можно написать раз в жизни. Как часто творец после такой неслыханной удачи расслабляется, идёт на спад, начинает повторяться. Но Матвей Блантер — композитор уникальной творческой судьбы.

  Достигнув феноменального успеха, он потом в течение десятилетий как бы равнялся на свой же величайший успех. Покой ему, как принято говорить, только снился, особенно когда началась война. Её грозную атмосферу композитор сумел «схватить» и передать буквально сразу после правительственного сообщения. Его знаменитая песня «До свиданья, города и хаты!» (стихи М. Исаковского) была написана в первый день войны. 

  А потом появился ставший необыкновенно популярным вальс «В лесу прифронтовом», тоже на стихи М. Исаковского. Этот выдающийся поэт сотрудничал почти исключительно с Блантером. Часто Матвей Исаакович обращался к уже опубликованным стихам Исаковского (и не только его), но подлинную славу им приносила именно музыка. Подлинным шедевром лирики военных лет стала песня «Моя любимая» (стихи Евгения Долматовского). 

  Во время войны Блантер сумел создать такое количество замечательных песен, что впоследствии Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии мог дать концерт, состоящий только из самых известных военных песен Матвея Исааковича. Эта тема не оставляла Блантера и после Победы. Достаточно назвать его балладу «Враги сожгли родную хату» (стихи М. Исаковского), которую очень долго не пускали в эфир в силу её трагизма, а также упоминания «горькой бутылки». 

  Как и раньше, после войны Блантер писал песни разного настроения и на разные темы. Тут и воспоминание о войне «Солнце скрылось за горою» (стихи А. Коваленкова) и лирическая зарисовка «В городском саду» (стихи А. Фатьянова) и трогательная «Колыбельная» (стихи М. Исаковского).

  Композитор продолжает развивать и патриотическую тему, но трактует её лиричнее, чем раньше. До войны Блантер чаще обращался к маршу, как, например, в песне «Партизан Железняк» (стихи М. Голодного). А позже его патриотическое творчество стало более «романсовым»: «Пшеница золотая» (стихи Г. Виноградова), «Летят перелётные птицы» (стихи М. Исаковского). 

  Вообще, надо признать, что Матвей Блантер был одних из самых лояльных к советской власти композиторов. Ему принадлежит по-существу единственная по-настоящему известная песня о Сталине: «На просторах Родины великой» (стихи А. Суркова). Как и по отношению ко многим другим отечественным композиторам и поэтам советского периода, возникает вопрос: верил ли Блантер в то, что воспевал? Свержение самодержавия, посулы светлого будущего, наполненного Равенством и Братством, всё это увлекало значительную часть интеллигенции, особенно еврейского происхождения. Ведь большевики провозглашали и справедливую национальную политику. Не случайно советская песня была, по существу, придумана композиторами-евреями.

  Но доподлинно узнать, какой из композиторов и поэтов до какого времени и в какой степени верил в идеологические постулаты социализма — невозможно. Да и есть ли в этом необходимость? Важно другое. Если представить себе народ, который, по словам Глинки, и является подлинным создателем музыки, как огромный хор, в котором композитору и поэту отводится роль запевал, то можно смело сказать, что этот хор всегда творил искренне, поскольку людей нельзя заставить петь, скажем, за столом о том, во что они не верят.

  Блантер был отмечен всеми возможными регалиями, включая звание Героя Социалистического Труда (до него такая честь выпала только одному композитору-песеннику — Василию Соловьёву-Седому). Но Матвей Исаакович принадлежит к той когорте творцов, которые становились подлинно народными задолго до получения звания заслуженного. Его привлекал русский фольклор. Это явно слышится в таких произведениях, как «Песня о Щорсе» (стихи Михаила Голодного), «Полюбила я парнишку», «Лучше нету того цвета», «Край мой смоленский» (все три на стихи Исаковского) , «Кони-звери», «Черноглазая казачка» (обе на стихи Ильи Сельвинского). Как и у всякого советского композитора-песенника, у Блантера иногда слышатся одесские интонации: «Песня военных корреспондентов» (стихи Константина Симонова), да и та же «Катюша».

  Но неверно думать, что это связано с этническим происхождением. Одесские мелодии были очень популярны и любимы в СССР. Ими пропитаны песни композиторов, не имевших к еврейству никакого отношения. Вспомним «Шаланды полные кефали» Никиты Богословского или «Песенку фронтового шофёра» Бориса Мокроусова. Жанр танцевальной развлекательной песенки был тоже очень близок Матвею Исааковичу. Наряду с уже упомянутым «Джоном Греем» можно вспомнить такой популярный фокстрот, как «Грустить не надо» (в обоих случаях стихи Владимира Масса).

 

Поёт Ефрем Флак

  У Матвея Блантера не было последовательного и законченного композиторского образования. Но в данном случае это не имеет никакого значения. Потому что, по меткому выражению Всеволода Мейерхольда, «в искусстве гораздо важнее догадываться, чем знать». Неповторимость волшебного мелодического дара Блантера, его способность почувствовать и передать подлинные чаяния соотечественников позволяют сказать: не учебники для Блантера, а Блантер для учебников.

  Представьте себе все перечисленные мною песни в одном концерте, да ещё под аккомпанемент самого автора и под его рассказы об истории создания каждой из них. Впечатление было ошеломляющее. Люди с такой охотой подпевали каждой песне, что невольно возникал вопрос: а зачем тут нужны артисты? Всю программу зал мог спеть сам. 

  Мне представляется несколько наивным предполагать, будто народные песни создавались коллективно. Просто они прочно и надолго запали в народную память, а имя автора по разным причинам неизвестно или забыто. Многие советские песни уже давно стали народными, мало, кто знает и помнит их авторов. Вот об этих авторах я и пишу свои очерки. Хочется, чтобы люди помнили не только песни, но и их создателей, в том числе Матвея Блантера — композитора на все времена.

                                                          Сергей Колмановский

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх