На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наша дискотека

26 404 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Ф
    Она пела ещё на португальском, неаполитанском и своем родном языке венето. И в сумме будет 9 языков. 😁Здравствуй, носта...
  • Евгений Краснов
    Молодость - надежды - давноВИА Аракс Всё, ка...
  • Эдуард Чалко
    Белорусский метал–бэнд "УДАР"Разоблачаем! Да н...

Золотая коллекция. Гюлли Чохели: "Будет вечная музыка..."

Гюлли (Гиули) Николаевна Чохели (12 февраля 1935, Тбилиси, Грузинская ССР) — советская и грузинская эстрадная певица. Заслуженная артистка Грузинской ССР (1967).

У Чохели бывали периоды затишья и периоды интенсивной работы. Таково уж свойство её таланта: она никогда не шла в фарватере общего направления. Фарватер, проложенный другими, мог быть хорош или плох, но Чохели он не помогал совсем, она стремилась проложить свой курс. Она могла сбиться, потерять ориентиры, но в конце концов приходила к цели.

Иногда поиски затягивались; по сравнению со своими сверстницами успеха она добилась сравнительно поздно, к середине 60-х годов. В 1967 году она выступает на джазовых фестивалях в Москве и Таллине и завоевывает первую премию на фестивале эстрадной песни в Сопоте. Это символично: артистка, которая работала сразу в двух жанрах, в общем, родственных, но совсем разных, побеждает и там, и здесь, покорив сердца как поклонников джаза, так и любителей эстрады. При этом ей всюду приходилось быть первой, экспериментировать, пробовать.

Гюлли Чохели – “Всё повторится”, композитор Евгений Стихин, автор слов Григорий Поженян. 

Петь будущая артистка начала еще в школьные годы, занимаясь в музыкальной школе-десятилетке при Тбилисской консерватории. Пела всё, что слышала вокруг себя - грузинские романсы под гитару, городской песенный фольклор, песни советских композиторов, танцевальные мелодии с пластинок. По радио услышала поразившие её остротой синкоп и необычными оборотами мелодий блюзы в исполнении знаменитого джаз-оркестра Каунта Бэйси, пение Эллы Фитцджеральд. От восхищения какой-либо музыкой - один шаг до попытки самому сыграть или спеть. И Гюлли подбирает непривычно звучащие гармонии джазовых пьес, поёт, аккомпанируя себе на гитаре.

Гюлли Чохели – “Первый снег”, музыка Борис Фиготин, стихи Ефим Черных-Меламуд 

В восемнадцать лет она начинает работу в профессиональном вокально-инструментальном трио филармонии. В репертуаре ансамбля были народные романсы, эстрадные мелодии Милоравы и Цабадзе. Гюлли, несомненно, была украшением ансамбля: красивая, сценически очень яркая, она привлекала внимание своей удивительной музыкальностью, выразительным, теплым по окраске голосом. Густой, богатый обертонами тембр хорошо подходил к романсам, но в отдельных интонациях, в экспрессивности фразировки как бы открывалась и складывавшаяся у певицы джазовая манера. Чохели прекрасно ощущала ритмику джаза, умела петь с "напором", внося в исполнение элементы импровизации.

31 декабря 1956-го года Чохели впервые выступила в новогодней программе Всесоюзного телевидения. Ее имя становится известным миллионам телезрителей.

Гюлли Чохели – “S.O.S.”, Композитор: Е. Базовский (Jerzy Wasowski).
Русский текст: В. Орлов. Сопот, 1967, 1 место в конкурсе польской песни 

Конец 50-х годов - пора творческой зрелости артистки. Чохели привлекает народная и эстрадная музыка различных стран и континентов (особенно латиноамериканская). Она пробует свои силы е такими коллективами, как оркестры О. Лундстрема, К. Орбеляна и других. Ее программы этих лет обычно имеют подзаголовок "Песни народов мира".

Песни русские, грузинские, итальянские, кубинские, югославские, греческие; молодежные песни протеста, песий, связанные с движением борцов за мир, и простые танцевальные мелодии любовно-лирического содержания. Для Чохели этот период оказался временем многочисленных экспериментов. Именно тогда произошла её первая встреча с творчеством М. Таривердиева, в дальнейшем весьма плодотворная: в сопровождении джазового трио Б. Рычкова Чохели записывает песню-речитатив "У тебя такие глаза", а через несколько лет она становится первым исполнителем "Музыки" - песни, посвященной памяти Шопена. Музыкальный язык Таривердиева, с его любовью к барочным и романтическим реминисценциям, оказывается очень близким певице.

Гюлли Чохели - "Музыка", композитор Микаэл Таривердиев, слова В.Орлова (1973) 

Другим открытием Чохели становятся песни М. Кажлаева на стихи Р. Гамзатова. Предельно современные по языку, они воспринимаются как мудрое философское поучение жизни, восходящее своими корнями к Саади и Хайяму. Сказать многое в немногом, постигнуть жизнь в её бесконечном круговороте, в гармонии и дисгармонии, противоречиях и борьбе, уловить самые скрытые её движения - вот в чём сила и красота мелодий Кажлаева и стихотворных строчек Гамзатова. Среди этих песен Чохели особенно привлекли "Жёлтые листья", песня-притча о сложности простоты, о необычности привычного... 

Гюлли Чохели – “Есть ли на Земле любовь”, музыка: Александр Флярковский, стихи: Леонид Дербенёв 

1967 год был для певицы предельно напряженным. Сначала Таллинский джаз-фестиваль - и звание лауреата. Затем Московский. Потом - Сопотский. За исполнение песни Е. Басовского "С.О.С.", прозвучавшей в "польский день" фестиваля - первое место и звание лауреата. Осенью - международный Джаз-фестнваль в Праге, на котором Чохели спела "Романс" Н. Дугашвили и два классических джазовых "стандарта" - "Мистер Паганини" С. Кослоу и "Чарующий ритм" Дж. Гершвина. "Романс" - неторопливая баллада с красивой, волнообразной мелодией.

Чохели исполнила её медитативно, широко, во всём блеске демонстрируя "бархат" своего нижнего регистра. Две другие вещи быстрые, горячие. Обе виртуозны - непрерывная цепь пассажей, острых акцентов, неожиданных синкоп. Звуковой шквал, безупречная техника слоговой импровизации -"скэта", ритм и еще раз ритм. В этот вечер Гюлли впервые услышал дирижер известного оркестра из Брно Густав Бром. В результате последовало приглашение выступить с его оркестром. В 1968 году Чохели с оркестром Брома поет в международной программе "Злота котва", через год следует второй визит Чохели в Брно и Прагу, в 1971 - третий. На этот раз Гюлли записывает на фирме "Супрафон" долгоиграющую пластинку и снимается в посвященном ей телефильме. 

Вскоре Чохели записывает свой первый "гигант" для фирмы "Мелодия". В качестве дирижера она приглашает своего старого друга, композитора Ю. Саульского. 

Гюлли Чохели – “Море зовет”, музыка Арно Бабаджанян, стихи Гарольд Регистан, запись 1965 г. 

Чохели - певица прежде всего драматичная. И, хотя она поет песни в самых разных жанрах, наиболее близки ей те произведения, в которых есть щемящая боль, романтическая приподнятость, мечты о прекрасном, песни, в которых много динамики, страсти. Не всегда попадаются певице такие именно песни, но если уж так случается, то это поистине счастливое совпадение с тем, что как будто бы уже заранее заложено в артистке. И тогда происходит чудо рождения большого искусства.

                                                                                        По материалам статьи

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх