20 июля Давиду Тухманову, автору песни «День Победы», исполняется 80 лет. Сегодня невозможно представить праздник победы над немецко-фашистскими захватчиками без этой песни, однако её судьба была не слишком гладкой. «День Победы» был написан к конкурсу песен, посвящённых 30-летию победы в Великой Отечественной войне. Автор слов фронтовик Владимир Харитонов обратился к молодому Тухманову с просьбой сочинить музыку на его новые стихи. Композитор признавался, что сразу почувствовал, как ярок этот текст, и музыка родилась быстро. Но будущий хит на конкурсных прослушиваниях провалился с треском. Комиссия подвергла песню жёсткой критике – за легкомыслие музыкального материала, танцевальные элементы в аранжировке и слишком «модную» оркестровку. Знаменитый композитор Родион Щедрин, занимавший должность председателя правления Союза композиторов РСФСР, вообще сказал, что «нельзя петь о Победе под такую музыку».
На конкурсе песня прозвучала в исполнении первой жены Тухманова, Татьяны Сашко. В очередной раз убедимся, сколь многое зависит от исполнителя и оркестровки. Обращают на себя внимание и кажутся непривычными и женский вокал, и подпевающий солистке детский хор вместо Ансамбля песни и пляски Московского военного округа, и элементы фокстрота вместо ярко выраженной маршевости.
Татьяна Сашко. "День Победы"
Следующую попытку донести песню до слушателя сделал оперный певец Леонид Сметанников, в его исполнении она впервые прозвучала на телевидении на «Голубом огоньке» в честь 30-летия Победы. Впоследствии Сметанников на своих концертах спел «День Победы» более 10000 раз, и он рассказывал, как на неё реагировали ветераны войны: «У всех – рядовых, полковников, генералов – оживали глаза, они снова становились молодыми, сильными, как в военные годы, готовы были снова идти в бой за Родину. Мой отец, фронтовик, просто с ума сходил от этой песни. Люди, прошедшие войну, признавались, что у них дух захватывало».
Однако после телевизионного «Огонька» критика вновь была неблагосклонна, а коллеги отреагировали ещё жёстче. Говорят, что к главе Гостелерадио Сергею Лапину подошёл кто-то из известных композиторов и заявил, что если «эта отвратительная песня будет в эфире», то он положит на стол партбилет. В итоге «День Победы» было запрещено исполнять на радио и телевидении.
«Спел Леонид хорошо, правильно, но, как бы это сказать… в жабо. Доверительности не возникло, а ведь эта песня прямого действия» – так отрецензировал исполнение коллеги Лев Лещенко, чьё исполнение «Дня Победы» потом стало «классическим». Именно он по стечению обстоятельств «открыл» песне дорогу к зрителю. Певец вспоминал, как песня попала в его репертуар: «Ко мне подошел один из редакторов “Юности” и сказал, что есть хорошая песня, которую зарубили на худсовете. Я заинтересовался, кто её записал. Оказалось, что Таня Сашко, жена композитора Давида Тухманова. Спрашиваю, а есть клавир какой-то? Да, говорят, есть и клавир, и партитура – вон они лежат. Я с Тухмановым даже не стал тогда разговаривать. Просто сказал, хорошо, возьму её в поездку, может, что и удастся. Буквально в поездке мне ребята из “Мелодии” сделали лёгкую аранжировку, и мы решили попробовать. В конце апреля 1975-го в Алма-Ате состоялась премьера песни. Я увидел, что с залом творится нечто невероятное».
9 мая нынешнего года состоялась совместная акция Российского фонда культуры, Всероссийского юношеского симфонического оркестра (ВЮСО) и Русского концертного агентства к 75-летию Победы – тысяча молодых музыкантов под руководством прославленного альтиста Юрия Башмета объединились и исполнили «День Победы». В связи с пандемией сводный оркестр вынужден был приспосабливаться к дистанционному музицированию: молодёжь из 50 городов России – 314 оркестрантов и 600 хористов из 37 хоров, а также четыре солиста записали свои партии, находясь дома, в режиме самоизоляции.
Юрий Башмет и 1000 музыкантов исполнили «День Победы»
Однако Тухманова нельзя назвать автором одной песни. Он написал огромное количество суперхитов, как идеологически выверенных – «Мой адрес – Советский Союз», «Аист на крыше», «Притяжение Земли», «Последняя электричка», так и лирических, авангардных и даже альтернативных – «Восточная песня», «Эти глаза напротив», «Как прекрасен этот мир», «Жил-был я» и других. Даже визитная карточка Игоря Талькова «Чистые пруды» написана Д. Тухмановым.
Композитор Д. Тухманов
Интересный факт: у композитора есть две песни, посвященные знаменитой картине Леонардо да Винчи: «Джоконда» на слова Т. Сашко (её исполнил Александр Градский на пластинке «Как прекрасен мир» и впоследствии не раз пел её на своих концертах) и «Мона Лиза» на слова И. Кохановского, в исполнении Александра Барыкина и группы «Карнавал». Отметим, что вторая значительно уступает первой и в художественности материала, и в исполнении.
Итак, «Джоконду» Градский спел для пластинки «Как прекрасен мир» (1972). По задумке Тухманова должен был получиться концептуальный альбом в духе битловского «Sgt.Pepper's Lonely Hearts Club Band». Композитор активно использовал электроинструменты, «роковые» средства музыкальной выразительности, гитарные «запилы», элементы симфонической музыки. Размах был даже по тем временам невероятный. Кроме солистов – А. Градского. Г. Ненашевой, Н. Бродской и Ю. Антонова – в записи приняло участие три вокальных ансамбля («Весёлые ребята», «Улыбка», «Звучат струны»), рок-группа в составе электрогитара, бас-гитара, ударные и фортепиано, а также Концертный эстрадный ансамбль Всесоюзного радио, Эстрадно-симфонический оркестр, Струнный ансамбль БСО и группа Большого хора Всесоюзного радио. На пластинке было два безусловных хита – «Как прекрасен этот мир» (слова В. Харитонова, солист Ю. Антонов) и «Жил-был я» на слова С. Кирсанова.
«Жил-был я» – трагическая, трогательная, завораживающая композиция, завершающая альбом. Молодой экспрессивный голос Градского, ритмическая пульсация, как неспешные шаги, замечательные стихи последнего футуриста Семёна Кирсанова – всё сошлось в этой песне воедино.
Интересна история её создания. Стихотворение Кирсанова называлось «Строки в скобках» из цикла «Больничная тетрадь». И хотя оно было благополучно опубликовано в журнале «Знамя» и сборнике «Зеркала», пройти цензуру в виде песни оказалось не так просто: редакторов смутила строка «Знал соль слёз. / (Пустоту постели…)». В Доме звукозаписи перед Тухмановым поставили ультиматум: нужно было либо убрать «постель» из песни, либо положить песню в стол. Озадаченный композитор позвонил Кирсанову, который умирал от рака. Тот сказал что-то вроде: «Не хотят – как хотят». Однако попросил Тухманова перезвонить через две недели. И когда Тухманов дозвонился, поэт произнёс только одну фразу: «“Нежилые стены”. “Нежилые стены” вместо “пустоту постели”» и повесил трубку. В том же году Кирсанов скончался.
А. Градский, «Жил-был я». Музыка Д. Тухманова, стихи С. Кирсанова, запись 1971 г.
Вторая концептуальная пластинка Тухманова «По волне моей памяти» стала по мнению многих настоящим прорывом в советской эстрадной музыке и одной из вершин творчества композитора. Все принципы, заложенные в предыдущем альбоме, здесь были воплощены со стопроцентным попаданием в стиль, форму, тембры. Поражала воображение советского человека и элегантно подобранная поэзия. Кстати, как к этому, так и ко многим другим произведениям Тухманова, тексты подбирала его супруга Т. Сашко, демонстрируя удивительное чутьё и прекрасный вкус. Здесь соединились разные эпохи и культуры – от Сафо и Ахматовой до Гёте, Бодлера и Мицкевича. Песни, озвученные свежими тембрами малоизвестных андерграундных исполнителей, чья манера пения напоминала фронтменов западных рок-групп, будоражили воображение слушателей. И сейчас «По волне моей памяти» звучит живо и актуально. Трудно переоценить влияние, которое произвела эта пластинка на меломанов того времени. Вот несколько комментариев на YouTube – подлинные голоса людей, которые были впечатлены и преображены услышанной музыкой и поэзией. А сколько таких было по всей стране!
Viktor Bilous: «По волне моей памяти... для тех кому за 50, это уже не название пластинки, а их жизнь, и у каждого своя волна... Мой 1976-й – 1-й курс, осень, хорошо помню, как купил у однокурсника, он сразу взял их 5 штук. Дома радиола “Рекорд-66”, и как я учил танцевать мою младшую сестренку под песню “Из вагантов”. Память накрывает тебя мягкой волной и уносит в безмятежную юность».
Tat Timm: «Музыку даже не обсуждаю – именно фурор! А вспомните о текстах песен! Это же был не меньший фурор! Сколько книжек было перерыто молодёжью в поисках аутентичных текстов, сколько ошеломляющего вышло из закрытых тогда сундуков с сокровищами: Сафо, ваганты, Шелли! Их в обычной школьной программе даже не упоминали! Я до сих пор безмерно благодарна гению музыки, а также жене гения за изумительно подобранные стихи!»
Vladimir Soborover: «Гениально! Божественно! Мировой шедевр Д. Тухманова! Сентябрь 1976, 1-й курс на картошке в деревне, вечером передают по радио. Сначала ничего не понял. А потом победное шествие по всей стране – все в шоке, ничего подобного не слышали, только об этом и говорят, любовь, слёзы, счастье... Самое лучшее и незабываемое украшение той студенческой жизни!»
Алексей Володичев: «Стоял в ГУМе, в очереди, часа три, не меньше, не досталась, сказали кончилась, помню – стоила 2 рубля 15 копеек, подходили барыги, предлагали за 15, я бы взял. О Боже, если бы у меня в то время было столько денег!!! МУЗЫКА, ВОКАЛ, АРАНЖИРОВКА – УЛЁТ!!!!! СЛАВА ДАВИДУ!!!»
Marina Vlasova: «Без малого сорок лет прошло, как я до дыр заслушала эту пластинку и до сих пор помню каждый слог, каждый аккорд... Прекрасный глоток свежего воздуха в то время на родном языке: это было настоящим чудом! Намного сильнее по воздействию чем, скажем, Битлз. После этой гениальной пластинки вообще ничего не могла слушать на русском вплоть до появления Романова, Леонтьева, Агузаровой, Бутусова, Цоя, Гребенщикова».
Давид Тухманов. «По волне моей памяти», 1975 (1976) – Full Album
Мало кто знает, что Тухманов занимался и музыкой для детей. В частности в 1997 г. был написан смешной цикл на слова Ю. Энтина «О Многих Шестиногих» – о жизни насекомых. Для записи мини-мюзикла был подобран великолепный актёрский состав. Николай Караченцов спел про жука-дровосека, Валерий Золотухин – про назойливую муху, Наталья Гундарева – про бабочку-капустницу, Армен Джигарханян – про комара-зануду, Ефим Шифрин – про цикаду, а Михаил Боярский – о старом клопе.
М. Боярский поёт песенку о старом клопе. Стихи Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова, художник, анимация Л. Воронцов
Одна из последних работ Тухманова – опера-мюзикл «Иосиф и его братья» со стихами и либретто Юрия Ряшенцева и Галины Полиди. Тухманов рассказывает: «Прошли десятилетия с той поры, как я начал думать о музыке к этой прекрасной библейской истории, из которой видно, что натура человеческая мало изменилась за века и что любовь, ревность, зависть, чувство долга, культовые различия – те же, что и прежде. Ещё очень давно, в семидесятые годы, я хотел сделать мюзикл на эту тему и неоднократно обращался к поэтам и драматургам с просьбой написать либретто, но никто за это не брался. В первоисточнике легенда изложена предельно кратко – всего несколько фраз. Рассказать эту историю так, чтобы она ожила на сцене, имея в виду весь контекст “Книги Бытия”, выбирая сюжеты и персонажей, выстраивая цепь событий от начала и до исполнения пророческих снов главного героя, – это трудная, почти невыполнимая задача. Особенно в сфере музыкального театра, не предназначенного для долгих объяснений и требующего сценического действия. Неудивительно, что до последнего времени так и не было создано полномасштабного оперного произведения на основе легенды об Иосифе Прекрасном».
В соавторстве с теми же авторами – Ю. Ряшенцевым и Г. Полиди – ранее была написана опера «Царица», которая в 2009 г. была с размахом поставлена труппой Московского музыкального театра «Геликон-опера».
Клавир оперы Д. Тухманова «Иосиф и его братья»
К 80-летию Тухманова Оренбургское книжное издательство им. Г.П. Донковцева подготовило серию из четырёх изданий: клавир оперы «Иосиф и братья», вокальные циклы на стихи Иннокентия Анненского и Георга Тракля, а также партитуры маршей для духового оркестра. 1 июля из печати вышел последний, четвёртый «том» – музыкально-поэтический цикл для голоса и фортепиано «Танго снов Бориса Поплавского». Стихи «Орфея русского Монпарнаса» – поэта и прозаика русского зарубежья Б. Поплавского, погибшего в 32 года от передозировки наркотиками, вдохновили Тухманова на создание музыки, балансирующей на грани яви и небытия. Композитор признаётся: «Мне всегда было интересно придумывать музыку на стихи, созданные задолго до моего появления на свет, которые будут существовать и впредь без какого бы то ни было музыкального ряда». Вокальный цикл издан тиражом 500 экземпляров.
Совсем недавно Давиду Тухманову была вручена Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности. Поводом для её присуждения стало празднование 75-летия Дня Победы, а также 45-летие знаменитой одноименной песни Тухманова.
Свежие комментарии