На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наша дискотека

26 404 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Ф
    Она пела ещё на португальском, неаполитанском и своем родном языке венето. И в сумме будет 9 языков. 😁Здравствуй, носта...
  • Евгений Краснов
    Молодость - надежды - давноВИА Аракс Всё, ка...
  • Эдуард Чалко
    Белорусский метал–бэнд "УДАР"Разоблачаем! Да н...

Вспоминая Кирилла Молчанова

7 сентября 2021 года исполняется 99 лет со дня рождения композитора.

«Он был музыкантом высочайшего уровня. Его творчество можно определить так: он никогда не был равнодушным. Все, что он делал, он делал по высшему классу», - говорит дирижер Фуат Мансуров о заслуженном деятеле искусств РСФСР композиторе Кирилле Владимировиче Молчанове.

Молчанов написал музыку ко многим известным кинофильмам, среди которых - «Дело было в Пенькове», «Майские звезды», «На семи ветрах», «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие…».

Кирилл Владимирович – автор опер «Каменный цветок», «Ромео, Джульетта и тьма», «Неизвестный солдат», «Зори здесь тихие», балета «Макбет». В течение нескольких лет Молчанов был директором Большого театра, где были поставлены две его оперы и балет «Макбет».

"Журавлиная песня" (из кинофильма "Доживём до понедельника", 1968, режиссёр - Станислав Ростоцкий). Композитор - Кирилл Молчанов, поэт - Георгий Полонский. Исполняет Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радиовещания СССР под управлением Виктора Попова, солистка - Таня Семёнова. 

К 90-летию со дня рождения композитора телеканал «Россия - Культура» показал документальный фильм «Кирилл Молчанов», в котором о нем вспоминают его друзья и коллеги, а также сын – известный журналист Владимир Молчанов и приемная дочь - Анна Дмитриева, в прошлом выдающаяся теннисистка. О музыке Кирилла Владимировича, его личных качествах и работе в Большом театре рассказывают: Борис Покровский, Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Ольга Остроумова, Александр Лазарев, Зураб Соткилава, Фуат Мансуров, Андрис Лиепа, Лев Солин.

В фильме показаны сцены из оперных и балетных спектаклей, фрагменты художественных фильмов, в которых звучит музыка композитора. Использованы архивные фотографии.

Актриса Ольга Остроумова: «Песни, которые народ знает и поет, но, быть может, не всегда знает, кто их автор - это самое высокое достижение композитора. Потому что народ присваивает это себе, а значит, попадание было в душу народа».

Солистка Большого театра Галина Борисова: «Я думаю, в чем секрет музыки Кирилла Молчанова? Прошло много лет. Что-то в душе поднимается, такое трепещущее. Я думаю, что Кирилл Владимирович писал своим сердцем и своей душой то, что он сам пережил на войне, то, что он сам видел».

Солист Большого театра Зураб Соткилава: «Его песни звучат, а люди не знают, кто их написал. Это была великая личность, даже по объему того, что написано им – 8 опер, балеты и более ста песен, которые превратились в народные».

Кирилл Молчанов – Вальс из к/ф "Неподдающиеся" (1959), Исполняет: Эстрадный оркестр ВР п/у Юрия Силантьева 

Дирижер Александр Лазарев: «Кирилл Владимирович – мелодист. Его песенно-романсовая стихия обязывает человека петь. Ни одной песни Молчанова нельзя напевать, их нужно петь, потому что там есть мелодика. Он – дивный мелодист. Хотите вы этого или нет, вы будете сравнивать этого человека и его творчество с замечательным песенником Исааком Дунаевским, с дивными песнями Тихона Николаевича Хренникова. Это сравнение Молчанов не проигрывает. Он - великий, потрясающий композитор-мелодист и песенник».

Поэт Николай Доризо: «Кирилл Молчанов, мой дорогой друг, замечательный композитор, не побоюсь преувеличения, великий композитор, был не звездой, он был просто Кириллом Молчановым. Музыка приходила к нему совершенно неожиданно. Я помню, мы жарили шашлыки в Подмосковье, пили вино... Кирилл подошел к пианино и начал играть. Песня родилась буквально на вертеле.

Обратился Стасик Ростоцкий, человек тоже огромного таланта, с просьбой написать к кинофильму "Дело было в Пенькове" песню. Мы, конечно, откликнулись. Дело было сделано, песня была принята, фильм был снят, назначен просмотр этой картины. И вдруг, в шесть часов утра мне приходит в голову мысль, что у меня есть стихи, которые будто специально написаны для этого фильма. Я их предложил самым известным композиторам, но никто не брался писать. Говорили: "Коля, ты что, с ума сошел? Кто будет ее петь? Ведь там ты пишешь: "А я люблю женатого…". В наше время, когда мораль, не разрешат ее". Я мчусь к Кириллу Молчанову и говорю: "Кирилл, я написал новую песню для нашего фильма". Он говорит: "Коля, ты шутишь? О какой песне может быть речь, когда фильм уже снят.

“Огней так много золотых” - песня из к.ф. "Дело было в Пенькове",
на стихи Николая Доризо, композитор Кирилл Молчанов

Его будут через два дня показывать на худсовете". Берет листочек этот, подходит к роялю и начинает петь: "А я люблю женатого…". Едем к Ростоцкому ее показать. Кирилл начинает играть, мы начинаем петь. Вдруг мы видим, что все толпящиеся вокруг рояля люди начинают петь эту песню. Проходит два дня, мне звонит директор кинофильма Бритиков и говорит: "Коля, что вы там с Кириллом Молчановым написали за песню? У нас вся студия - все рабочие, вахтеры, уборщицы – поют эту песню". Это подлинные его слова: "Властью, данной мне ЦК и Богом, эта песня будет в фильме".

Борис Пастернак говорил: "Цель творчества – самоотдача". Кирилл Молчанов – это была самоотдача. Он не был только певцом войны. Он был разносторонним, как и его дарование».

Владимир Молчанов: «Очень многое значила его дружба с кинорежиссером Станиславом Ростоцким, который был настоящим фронтовиком, чудом спасшимся. Его практически мертвого спасла какая-то медсестра. Он остался без ноги. Папа писал музыку ко всем его фильмам, военным фильмам – "Майские звезды", "На семи ветрах", "А зори здесь тихие…".

Он был очень хорошим пианистом, среди композиторов нечасто встречаются хорошие пианисты. Даже когда он уже стал директором Большого театра, он выходил на свои концерты, писал много вокальных циклов, выступал как пианист, как аккомпаниатор. Это ставили ему в вину: директор Большого театра выходит аккомпаниатором. Это считалось не приличным для номенклатуры, а должность директора Большого театра была номенклатурной.

Он был в ужасе, когда его назначили директором. Впервые он вышел на работу в 50 лет, до этого сидел на даче или дома и сочинял музыку, а потом отвозил ноты. Утром позвонили от Фурцевой и сказали, чтобы он приехал к ней. Папа поехал в полном недоумении, через 30 минут перезвонил маме и сказал: "Меня назначают директором Большого театра, и Фурцева ведет меня представлять труппе"».

Анна Дмитриева: «Поскольку опера и оперное искусство волновали его больше всего, он считал, что эта должность для него даже в творческом плане очень интересна. Несмотря на то, что многие его отговаривали, он как человек азартный бросился в эту авантюру».

“Сердце, молчи”. Песня из фильма "На семи ветрах", поёт Вячеслав Тихонов,
композитор Кирилл Молчанов, поэт Александр Галич

Владимир Молчанов: «Когда мы входили в 16-й подъезд, директорский подъезд Большого театра, откуда папу мертвого и вынесли, поскольку он умер прямо в директорской ложе, то первое, что он услышал – Ансамбль скрипачей под управлением Юлия Реентовича уже разучивал вокализ из оперы Кирилла Молчанова "Неизвестный солдат". То есть, там уже знали».

Танцовщик и балетмейстер Большого театра Михаил Лавровский: «Директор – это человек, который имеет власть. Властью надо очень разумно распоряжаться. Это не мои слова, но власть портит людей. Молчанова власть не испортила. Он был всегда корректен, интеллигентен, выслушивал человека, и, если просьба была разумной, всегда шел на уступки».

Танцовщик и балетмейстер Владимир Васильев: «Когда он пришел впервые в театр, я уверен, что многие относились к нему точно так же, как и я - как к композитору-песеннику, который волею судеб назначен на такой академический пост».

Александр Лазарев: «В процессе работы он вел себя в высшей степени деликатно. Кирилл Владимирович никогда не влезал с советами, с требованиями. Не буду называть имена других композиторов, которые страсть как любят это сделать, поучить, как надо, перечеркивая понятие "исполнительство". Если я, исполнитель, беру партитуру, значит, в этой партитуре мне есть, о чем рассказать от себя. Может быть, у меня просто по-другому сердце бьется. Кирилл Владимирович никогда не влезал в то, что происходит. Он сидел на репетиции, сидел где-то наверху или в уголочке. Я никогда не слышал его голос. После репетиции, это нужно было мне, мы подводили итоги репетиции. С ним можно было говорить на равных, как музыкант с музыкантом».

Владимир Трошин – “Песня о родном городе”, композитор Кирилл Молчанов, поэт Николай Доризо.
Из кф «Увольнение на берег», 1962 г. 

Владимир Молчанов: «С одной стороны, Большой театр дал отцу какой-то творческий стимул, потому что были поставлены две его оперы, был поставлен балет "Макбет", но с Большого театра начались наши семейные проблемы, которые в дальнейшем привели к такому раннему уходу отца. Ему было всего 59 лет».

Источник

Картина дня

наверх