![ВИА " Поющие гитары " 1966 год.](https://r3.mt.ru/r15/photo6D04/20193345640-0/png/bp.jpeg)
«Поющие гитары» совершили настоящую революцию на советской музыкальной сцене, став первым вокально-инструментальным ансамблем страны. До образования коллектива в эстраде СССР господствовала в основном тенденция «мухи отдельно, котлеты отдельно». То есть вокалисты исключительно пели, а музыканты, соответственно, играли.
Анатолий Васильев решился на эксперимент и создал группу на манер его кумиров The Beatles, тогда полузапрещённых. Именно он самостоятельно сконструировал первую отечественную электрогитару и решился выйти с этим кустарным инструментом к публике. Звук этой гитары был едва ли не шоком для советского слушателя. Это ноу-хау на ранних этапах стало визитной карточкой музыкантов.
Как всё начиналось
![ВИА "Поющие гитары", 1969 год](https://r2.mt.ru/r15/photoF2A0/20639491338-0/jpg/bp.jpeg)
Решение Васильева о создании ВИА не было сиюминутным. Ещё в начале 50-х Анатолий играл на саксофоне в студенческом музыкальном коллективе. Ребята с успехом выступали на институтских вечерах и довольно неплохо зарабатывали.
Этот оркестр в кругах учащейся молодежи пользовался заслуженной популярностью. Музыканты-самоучки всеми законными и не очень способами приобретали винил с хитами зарубежных исполнителей и после коротких репетиций исполняли кавер-версии на своих выступлениях.
А через несколько лет Васильева заметил Александр Броневицкий, руководивший тогда ансамблем «Дружба». Это было объединение музыкантов из дружественных СССР государств. А вокальные партии исполняла блистательная Эдита Пьеха.
![ВИА "Поющие гитары", 1966 год](https://r.mt.ru/r15/photoF58F/20308709885-0/jpg/bp.jpeg)
Почти 10 лет Васильев гастролировал с «Дружбой» по Советскому Союзу и Зарубежью. «За бугром» он впитал новые музыкальные веяния Запада и однажды решил, что создаст собственную группу.
Так в 1966 году родились «Поющие гитары». В коллектив, помимо основателя, вошли музыканты Евгений Броневицкий (брат Александара), Владимир Калинин, Лев Вильдавский, Сергей Лавровский и певица Галина Баранова.
Кстати, последняя окончила консерваторию и была едва ли не единственной участницей коллектива с музыкальным образованием. Её пригласили из-за отказа уже утверждённого солиста Анатолия Королёва. Он, в последний момент, передумал петь в ВИА, полагая, что идея Васильева не встретит отклика у слушателей. О чём впоследствии сильно жалел.
Обкатывал коллектив свою первую программу на побережье Чёрного моря. А по завершению курортного сезона участники ВИА вернулись в город на Неве и выступили в Механическом институте. Этот концерт сделал ансамбль знаменитым. «Гитары» умудрялись выступать 3-4 раза ежедневно. И на каждой площадке Ленинграда, где появлялись музыканты, концерты проходили с аншлагом.
ВИА стал отправной точкой невероятного взлёта для таких идолов советской и российской сцены, как Юрий Антонов, Александр Розенбаум, Ирина Понаровская.
Распад ВИА
![ВИА "Поющие гитары"](https://r3.mt.ru/r15/photo4283/20424074130-0/jpg/bp.jpeg)
В 70-е годы в стране стали набирать популярность рок-группы. «Гитарам», чтоб не оказаться за бортом, нужно было осваивать новые веяния. В 1975 году участники ВИА решают поставить первую в истории музыки СССР рок-оперу. Название жанра резало уши чиновников от культуры. Поэтому произведение «Орфей и Эвридика» вышло под именем зонг-оперы. Музыку написал Алексей Журбин.
Постановка на некоторое время стала такой же достопримечательностью Ленинграда как Мариинка, Эрмитаж и крейсер «Аврора». На «Орфея и Эвридику» люди приезжали зрители со всех уголков страны. А для иностранных гостей зонг-опера была настоящим открытием. Произведение заняло достойное место в Книге рекордов Гиннесса за самое большое количество постановок с участием одного творческого состава. Мюзикл был сыгран 2350 раз.
А вот для «Поющих гитар» такой бешеный успех обернулся распадом. В начале 80-х из коллектива уходит отец-основатель Анатолий Васильев. Ансамбль почти не гастролирует. Новый руководитель А. Федченко продолжил экспериментировать с мюзиклами. Но особого успеха не достиг. В 1988 году на базе «Гитар» был основан театр «Рок-опера».
И лишь в 1997 году появилась идея собраться вновь. Под руководством Григория Клеймица музыканты начали восстанавливать золотую программу. Первый же концерт показал, что люди не забыли легендарный ВИА. Были приглашены молодые музыканты, и коллектив начал свой гастрольный тур, продолжающийся по сей день.
Составляющие творческого успеха «Поющих гитар»
![ВИА "Поющие гитары"](https://r3.mt.ru/r15/photo542A/20647146979-0/jpg/bp.jpeg)
ВИА взлетел на вершину популярности благодаря «Битлз». Исполнять композиции «ливерпульской четвёрки» в оригинале, на английском, никто бы «Гитарам» не разрешил. Поэтому тексты были переведены. Советским критикам придраться было не к чему. Да и не особо хотелось, так как ансамбль набирал популярность со световой скоростью.
Записанную на «Мелодии» в 1968 первую пластинку, через пару дней после поступления в продажу, в магазинах уже нельзя было не найти. Тираж буквально расхватали. В него вошли аранжировки композиций The Shadows «Сюрприз», «Цыганочка», «Тореро», «Синяя птица».
Участники первого состава признавались, что пели они в общем так себе. Но необычное для советской сцены исполнение и «хитововсть» зарубежных песен, взятых за основу, с лихвой этот маленький недостаток компенсировали.
![ВИА "Поющие гитары"](https://r.mt.ru/r15/photoF75A/20316365526-0/jpg/bp.jpeg)
А главным показателем популярности ВИА было появление «клонов». Эти коллективы, не стесняясь, гастролировали параллельно с оригиналом, так что в один день в разных уголках страны люди радовались, что удалось достать билет на «Поющие гитары», выступающие в их городе.
Особенностью коллектива, которой следовали неукоснительно, было только живое исполнение. Включать фонограмму музыканты не позволяли себе, даже когда буквально валились с ног от перегруженного графика. Ещё до периода рок-опер концерты «Поющих гитар» были не просто выступлениями в формате «вышли-спели», а настоящими театральными постановками.
Но и платили музыкантам больше чем остальным исполнителям Советского Союза. Обычная ставка артиста тогда составляла 5 рублей за концерт. А «Поющие гитары» получали по семь с половиной. И количество проданных билетов роли не играло. Хотя, надо отметить, что залы на их выступлениях были переполнены.
Наши дни
![ВИА "Поющие гитары"](https://r1.mt.ru/r15/photo6675/20762511224-0/jpg/bp.jpeg)
После воссоединения 1997 года, несмотря на то, что музыканты уже не те молодые ребята, какими были в период расцвета коллектива, концертная деятельность «Поющих гитар» продолжается. Причём весьма успешно. На выступления приходят не только те, кто испытывает ностальгию по своей молодости, но и молодёжь. Энергетики участников ВИА хватает на всех.
Евгений Броневицкий говорит, что у коллектива много новых песен. Однако публика, хоть слушает их с интересом, по-настоящему взрывается и подпевает лишь во время исполнения бессмертных хитов.
Свежие комментарии