На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наша дискотека

26 403 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Ф
    Она пела ещё на португальском, неаполитанском и своем родном языке венето. И в сумме будет 9 языков. 😁Здравствуй, носта...
  • Евгений Краснов
    Молодость - надежды - давноВИА Аракс Всё, ка...
  • Эдуард Чалко
    Белорусский метал–бэнд "УДАР"Разоблачаем! Да н...

"Город золотой". Как это было. История песни

 "Город золотой". История создания песни и 
Владимир Вавилов

Песня «Под небом голубым», также известная как «Рай», «Город золотой» или просто «Город» – произведение абсолютно уникальное. Наибольшую известность оно получило в исполнении Бориса Гребенщикова, навсегда войдя в историю отечественной музыки и заняв третью строчку в списке ста лучших русских рок-композиций XX века. В интернет-среде до сих пор вспыхивают ожесточённые дискуссии на тему авторства «Города», трактовки его смысла и использованных образов. Попытаемся же во всём этом разобраться…

Начнём с самой популярной версии трека. В 1986 году на базе Ленинградского Дома Радио музыканты группы «Аквариум» во главе Бориса Гребенщикова записывают композицию «Город», которая становится единственной студийной записью на концертном альбоме «Десять стрел». БГ немного изменил изначальный текст песни, за что фанаты её первого исполнителя впоследствии не раз осудили артиста.

Группа «Аквариум»

С оригиналом Гребенщиков впервые ознакомился за несколько лет до этих событий, во время просмотра спектакля театральной студии Эрика Горошевского. Услышав «Город золотой» со сцены в исполнении Леонида Тихомирова, музыкант был поражён. «Лучше песни на русском языке я не слышал никогда» – именно так артист позже отозвался о произведении. Уже в антракте Гребенщиков атаковал режиссёра спектакля расспросами о том, кто автор прозвучавшего шедевра, но чёткого ответа он не получил.

Лишь спустя несколько лет артисту удалось пролить для себя свет на историю происхождения песни. Оказалось, что текст композиции принадлежит эмигрировавшему из СССР поэту Анри Волохонскому. Автор написал знаменитые строчки осенью 1972 года, вдохновившись музыкой советского композитора Владимира Вавилова.

Анри Волохонский, автор текста песни «Под небом голубым»

Впрочем, авторство Вавилова на мелодию «Города золотого» также не раз оспаривалось, причём отчасти благодаря ему самому. Дело в том, что Владимир Фёдорович был известен как композитор и гитарист, лучший исполнитель лютневой музыки Советского времени. Часто, чтобы помочь своей музыке «пробиться» к слушателю, он указывал в качестве её авторов имена более известных композиторов, жертвуя своим именем ради искусства. Очень скромный, талантливый и творческий был музыкант. Он изучал историю лютневой старинной музыки, находил интересные ноты, мог разбирать их и проигрывать целыми днями.

Так случилось и с «Городом»: в далёком 1972-м мелодия, легшая впоследствии в основу песни, впервые прозвучала в сюите «Канцона и танец» с пластинки «Лютневая музыка XVI-XVII веков». Автором этого произведения был указан Франческо Канова Да Милано – знаменитый итальянский лютнист эпохи Возрождения. Но можно ли назвать этот случай мистификацией?

Владимир Фёдорович Вавилов, композитор, лютнист и гитарист.

И снова всё не так просто. Пока интернет-знатоки с запалом заядлых спорщиков доказывают, что мелодию «Сюита для лютни: канцона и танец», ставшую основой для «Города», написал Вавилов, более искушённые слушатели ссылаются на «Фантазию №30» да Милано. Первые ноты этого произведения узнает каждый, кто заслушивался «Городом». Здесь на ум приходит простая и очень компромиссная теория: возможно, Владимир Вавилов при написании своей сюиты вдохновился творчеством итальянского лютниста так сильно, что просто не решился вписывать своё имя в авторы.

 Франческо Канова Да Милано – знаменитый итальянский лютнист эпохи Возрождения

Так или иначе, запоминающаяся мелодия из этого произведения впоследствии обзавелась текстом Анри Волохонского и попала к его другу, поэту-авангардисту и музыканту Алексею Хвостенко, более известному под псевдонимом «Хвост». Именно Хвостенко стал первым исполнителем песни и прославил её в бардовском сообществе.

История «Города» была бы неполной без упоминания фильма «Асса». Драма режиссёра Сергея Соловьёва вышла на широкие экраны в 1987 году, и в ней, помимо шлягера о золотом городе, прозвучали и другие песни «Аквариума», а также композиции групп «Кино» и «Браво».

 Борис Гребенщиков

В фильме «Город золотой» звучит в сцене с канатной дорогой. По мнению киноведа Александра Казакевича, композиция становится главным мотивом любовной истории главных героев, которые ни разу не поцеловались в кадре.

Алексей Хвостенко часто перекладывал на музыку стихи Волохонского. Среди наиболее известных совместных произведений авторов можно назвать песни «Страшный суд» и «Орландина».

Алексей Хвостенко, первый исполнитель песни «Под небом голубым»

• Хвостенко записал несколько совместных альбомов со знаменитой российской рок-группой «АукцЫон».

• Анри Волохонский положительно отзывался о версии «Города» в исполнении Бориса Гребенщикова. Автора совершенно не смущали незначительные искажения текста, за которые лидера «Аквариума» неоднократно осуждала публика.

• Имена авторов текста и музыки не попали в титры фильма «Асса», поскольку это могло осложнить выход картины на экраны.

• Животные, представленные в песне, отсылают слушателя к библейскому существу тетраморфу – крылатому созданию из видения ветхозаветного пророка Иезекииля.

• В 70-х широкое распространение получила версия «Города» с переработанным текстом в исполнении певицы Елены Камбуровой.

• Одни считают «Город золотой» красивой музыкальной сказкой, другие – описанием рая таким, каким его может увидеть человек. Обе версии объединяет одно – чистота и «волшебность», которыми будто светится каждая нота этого удивительного произведения. Слушая его, можно раз за разом погружаться в отвлечённые от мирских сует мысли, уходя от насущных проблем и проникаясь особой атмосферой умиротворения.

Текст песни «Под небом голубым»

«Под небом голубым» навсегда останется не просто примером музыкального наследия своей эпохи, но настоящим шедевром, существующим в отечественной музыке вне жанров и времени. Эта песня стала источником вдохновения для огромного количества людей, и даже спустя десятки лет после написания её особое настроение захватывает слушателя с первых же нот вступления.

А Владимир Фёдорович Вавилов, подаривший людям, просто так, прекрасную музыку: "Аве Мария", "Канцона", "Нигрино" и другие, навсегда останется рядом с Моцартом, Вивальди и другими всемирно почитаемыми музыкантами. Слушайте, наслаждайтесь и восхищайтесь простым и скромным композитором, лютнистом, украсившим мир дивной музыкой.

 Источник

Картина дня

наверх